Жили мы жили, ни кого не трогали, катились себе на велосипедах и даже не задумывалить над тем, что педали велосипеда могут быть какими-то другими.
Что такое велосипедная педаль? Это некая конструкция простейшей формы, которая торчит из шатуна и используется для постановки на неё ноги и воздействия на неё давлением этой самой ноги, вследствие чего велосипед приводится в движение. Вроде бы, что может быть проще и эффективнее? Неужели и тут нужно что-то выдумывать этакое? Нужно ли заморачиваться с покупкой каких-то странных конструкций, которые внешне на педали велосипеда мало похожи и при этом имеют нереальную стоимость? К этим педалям, оказывается, нужно покупать специальную обувь, которая стоит ещё больше.
Для велосипедистов-профессионалов, наверное, да. А стоит ли заморачиваться этим вопросом обычным велолюбителям? Дело тут не только в покупке всего перечисленного, а ещё и в том, что на велосипеде, на котором установлены контактные педали, придётся учиться ездить заново.
Давайте на время оставим велосипед с его педалями в покое и поговорит о... лыжах.
Из своего уже далёкого детства мне вспоминается не только обучение катанию на велосипеде, но и обучение катанию на лыжах и эволюция этих самых лыж, особенно лыжных креплений. Кататься на лыжах, если на них отсутствует какая-либо конструкцию, связывающая лыжу с ногой, понятное дело, невозможно. Поэтому лыжные крепления в каком-либо виде присутствовали всегда.
Первой конструкцией лыжного крепления, которое я увидел, была обычная петля, продетая через поперечную прорезь в колодке (средней части) лыжи. В эту петлю вставлялся носок обуви (чаще всего, валенка). Данная петля позволяла толкать лыжи носками валенок вперёд и переставляя ноги потихоньку двигаться вперёд по лыжне. Попытка толкнуться посильнее, или оторвать лыжу от снежной земли для, наприпер, изменения направления движения приводила к тому, что контакт ноги с лыжей моментально терялся, лыжа двигалась самостоятельно в направлении вперёд, а лыжник садился попой на снег.
В дальнейшем, конструкция совершенствовалась добавлением к петле мощной резинки, которой нужно было обвить пятку. Таким образом обувь, вставленная в петлю, была хоть как-то фиксирована в ней. В результате на лыжах уже можно было ехать значительно быстрее, поскольку лыжа просто так с ногой лыжника уже на расставалась.
При дальнейшем совершенствовании техники катания и увеличении возраста лыжника, родители покупали полноценные (как нам тогда казалось) лыжные крепления. На ноги одевались специальные лыжные ботинки, к лыжам прикручивались крепления, которое достаточно надёжно фиксировали ногу на лыже.
Ну а когда начал заниматься лыжными гонками серьёзно, я познакомился с правильной техникой классического и конькового лыжных ходов и конструкциями лыжных креплений, позволяющих передвигаться на лыжах с использованием правильной техники, позволяющей развивать значительно большую скорость и преодолевать на лыжах большее расстояние.
Итак, к чему я всё это? Совершенствование конструкции лыжных креплений приводило к возможности совершенствования техники бега на лыжах от простого перемещения ног до полноценного бега классическим или коньковым ходом.
Теперь давайте разбираться, причём здесь велосипедные педали... Ноги велосипедиста воздействуют на педали, какими бы они не были. Педали вкручены в шатуны. Шатуны совершают круговые движения. Полный оборот педалей представляет собой циклические движения по окружности, то есть на 3600.
Очевидно, что для достижения максимальной эффективности педалирования на педаль в идеале нужно воздействовать равномерно в каждой точке окружности. Идеал, разумеется, недостижим, но это то, к чему нужно стремиться.
Если стопа находится на педали без какой-либо фиксации, то воздействовать на педаль можно только сверху вниз, то есть на педаль можно только давить, из за чего очевидно возникают три проблемы:
Итак, идея создания контактных педалей заключается в фиксации стопы на педали и появления возможности не только давить на педаль в передней части полуокружности, но и подтягивать педаль вверх, а также проталкивать педаль вперёд и назад в верхней и нижней точках соответственно, задействуя в процессе педалирования ещё и заднюю группу мышц бедра.
Но пристёгнутые к педалям велосипеда ноги представляют угрозу падения с велосипеда при остановке. Поэтому, с одной стороны, ноги должны быть фиксированы достаточно надёжно, чтобы выдержать усилие ноги, тянущей педаль вверх, при этом предоставлять возможность быстрого расстёгивания замка педали и освобождение ноги. При этом, разумеется нужно искать компромис: чем надёжнее крепление, тем сложнее выстегнуться из педали. Все представленные на сегодняшний день контактные системы можно уловно разделить на два вида:
В заключении предлагаю ответить на основной вопрос данной статьи: нужно ли переходить на контактные педали, или не заморачиваться и пользоваться дальше "топталками".